Анализ анкет «Современен ли классик?».

Posted by Куединская библиотека Monday, November 27, 2017 11:51:00 AM

Анализ анкет «Современен ли классик?».

Актуальна ли классика сегодня? Достаточно закономерный вопрос для нашего времени компьютерных технологий. Мы привыкли считать, что это предельно ясно: классика – бессмертное явление, ведь не случайно заметил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти». Во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем духовных и нравственных ценностей. Но так ли думает молодежь? Как на самом деле она относится к шедеврам мировой классической культуры?  Это мы попытались выяснить с помощью анкетирования «Современен ли классик?».

В анкетировании принял участие 21 человек. Все они являются старшеклассниками в возрасте от 14 до 17 лет, проживающими в интернате Куединской общеобразовательной школы №1. Им было предложено ответить на 12 вопросов.

На первый вопрос («Согласны ли Вы с определением, которое дает слову классик в своем словаре Сергей Иванович Ожегов: «Классик – выдающийся, образованный деятель науки, искусства, литературы») большинство респондентов (17) ответили утвердительно, трое считают это определение не верным, один на этот вопрос не ответил.

При ответе на второй вопрос необходимо было выбрать одно из четырех высказываний, которое анкетируемый считает самым верным. Голоса распределились следующим образом:

  • «Классика – это то, что досталось нам от наших предков, которые хотели передать нам свои познания о мире и обществе. Ведь в каждом классическом произведении, будь оно музыкальное или литературное, заложен некий особый смысл». – 8 человек.
  • «Не знаю как Вы, а я при слове «классика» сразу вспоминаю произведения Чернышевского и Белинского, нашу школу, форму с пресловутыми синими пиджаками, да еще Пушкина с Лермонтовым. У моего поколения все вышеперечисленное ассоциируется с неимоверной скукой и словом «надо». Надо учить стихи, ходить в пиджаке, любить и уважать старинных и покрытых пылью писателей» - 2 человека.
  • «Если молодой человек будет больше читать художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию» - 6 человек.
  • «Каждая книга, словно частичка прошлого, которую мы должны передать следующему поколению. Все события в произведении происходили более века назад, но каждое из них имеет место и в настоящем времени. Возьмем комедию Гоголя «Ревизор». Алчность, жестокость, взяточничество, чинопочитание, описанные в произведении, и сейчас встречаются на каждом шагу» - 4 человека.

Отвечая на третий вопрос, необходимо было выбрать из литературных героев  пример для подражания. Наибольшее количество голосов набрал Чацкий(3), затем идут Наташа Ростова (2), Хлестаков (2), Печорин (2), кроме них достойными подражания наши респонденты считают Маргариту, бедную Лизу, Жилина (Толстой «Кавказский пленник»). Дубровского, Данко, Соню Мармеладову, Онегина. Двое из опрошенных с выбором кумира не определились.

При ответе на четыре последующих вопроса необходимо было указать любимую книгу и любимого литературного героя.

Среди российских произведений любимыми стали: Гоголь «Мертвые души» (2); Булгаков «Мастер и Маргарита» (3); Грибоедов «Горе от ума» (2); Тургенев «Муму» (2), а также Пушкин «Капитанская дочка»; Гоголь «Тарас Бульба»; Достоевский «Преступление и наказание»;Толстой «Война и мир»; Горький «Детство»; Тургенев «Ася»; Катаев «Сын полка»; Васильев «В списках не значился»;Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; Пушкин «Евгений Онегин»; к классическим произведениям почему-то был причислен роман Дмитрия Емца «Месть Валькарий».

Любимые произведения зарубежной литературы:

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (3); серия романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере (3); Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса» (2); Эдит Патту «Восток» (2); Грин «Виноваты звезды»; Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»; Шекспир «Ромео и Джульетта»; Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»; Джеймс «50 оттенков серого»; Линда Холмс «5 минут на расследование»; Дэниел Киз «Таинственная история Билли Миллитина»; Райчел Мид «Академия вампиров»; Толкиен «Властелин колец»; Толкиен «Хоббит»; Джозеф Кэмпбелл «Тысячелетний герой»; Робин Шарма «Монах, который продал свой феррари»; Робин Шарма «Лидер без титула»; Шарль Перро «Золушка»; Льюис Кэрролл «Алиса в зазеркалье».

Любимыми литературными героями стали:

Российская литература:

Татьяна Ларина (Пушкин «Евгений Онегин»); Юрий Живаго (Борис Пастернак «Доктор Живаго»); Николай Плужников (Борис Васильев «В списках не значится»); Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»); Ваня Солнцев (Катаев «Сын полка»);  Родион Раскольников (Достоевский «Преступление и наказание»); Иван Дурачок (русские народные сказки); Ася (Тургенев «Ася»); Петр Гринев и Емельян Пугачев (Пушкин «Капитанская дочка»); Василий Теркин (Твардовский «Василий Теркин»); Остап Бульба (Гоголь «Тарас Бульба»); Чичиков (Гоголь «Мертвые души»); Валькирия (Дмитрий Емец «Месть Валькирии»).

Зарубежная литература:

Роуз (Эдит Птту «Восток»); Гарри Поттер и Гермилиона Грейнджер (Джоан Роулинг «Гарри Поттер»); Гекельбери Финн (Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекельбери Финна»); Вирджиния Отис (Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»); Дон Кихот (Сервантес «Дон Кихот»); Робинзон Крузо (Даниэл Дефо «Робинзон Крузо»); Хоббит Бильбо (Толкиен); Шерлок Холмс (Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса»); Хейзел Грейс (Грин «Виноваты звезды»).

Среди любимых поэтов первое место принадлежит А.С. Пушкину. Ему отдали свои голоса 8 человек; на втором месте Сергей Есенин (4 голоса); на третьем – Владимир Маяковский (2 голоса). По одному голосу получили Иван Бунин, Анна Ахматова и Михаил Юрьевич Лермонтов.

При ответе на девятый вопрос (Кого из перечисленных отечественных авторов вы считаете наиболее современным?) респондентам было предложено выбрать один из семи вариантов ответа. Голоса распределились следующим образом: Н.В. Гоголь – 4 голоса;  А.С. Пушкин – 5; М.Е. Салтыков-Щедрин – 2; Л. Н. Толстой – 3; А.С. Грибоедов – 1; М.А. Булгаков – 7; А.П. Чехов – 6.

Таким образом, по мнению старшеклассников, самым современным автором является Михаил Афанасьевич Булгаков.

Среди любимых картин отмечены:

Эдвард Мунк «Крик»; Ван Гог «Звездная ночь»; Репин «Бурлаки на Волге»; Шишкин «Утро в сосновом бору»; Айвазовский «Девятый вал»; Серов «Девочка с персиками»; Васнецов «Три богатыря»; Леонардо да Винчи «Джоконда».

Самым популярным художником у наших респондентов является Илья Репин (5 голосов).

Любимыми композиторами признаны: Чайковский (6) и Моцарт (5), а также Бах, Шопен, Баини Джузеппе.

Среди любимых музыкальных произведений названы: Скриптонит «Ламбада», Чайковский «Времена года», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»: Бетховен «Лунная соната», немецкий музыкальный проект «Энигма».

Любимые исторические герои: Петр I (3), Кутузов (3), Спартак, Сталин, Вещий Олег, Иван Грозный, Геракл. Екатерина II, Александр II, Жанна Д, Арк, Ганнибал Карфагенский и, почему-то, вымышленные герои Тарзан и Дракула.

 

Выводы:

Большинство опрошенных считают классические произведения бессмертными, а их авторов выдающимися людьми, произведения которых необходимо знать каждому культурному человеку. Только 9% опрошенных  считают классику устаревшей и скучной. Такой вывод можно сделать, анализируя их ответы на первые два вопроса анкеты. Однако, анализируя их последующие  ответы на вопросы о любимых авторах, любимых героях, примерах для подражания, приходишь к выводу, что все они читают русскую классическую литературу только в рамках школьной программы. Все произведения и любимые герои, указанные ими, как раз оттуда. Причем, за редким исключением, называется только герой, без указания произведения, называется только произведение, без указания автора. Иногда создается впечатление, что в анкете они написали первое, что пришло на ум. Это довольно печально, так как у наших отечественных классиков огромное количество замечательных произведений достойных внимания  старшеклассников и, может быть, даже более подходящих им в возрастном аспекте. Ожидаемым для нас оказалось то, что самым современным классиком наши респонденты признали Михаила Булгакова, так как проводимые нами ранее опросы также показывали большой интерес старшеклассников к творчеству этого писателя.

Хуже со знанием русской поэзии.  Прекрасно, что Пушкин и Есенин являются любимыми поэтами, они этого достойны, но, опять же, возникает мысль о случайности указанной фамилии. К тому же, некоторые из наших респондентов почему-то посчитали поэтами Гоголя, Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Совсем по-другому обстоят дела с анализом ответов на вопросы, касающихся зарубежной литературы. По-видимому, старшеклассники до конца не понимают, что значит определение «классик». Из классиков зарубежной литературы  указаны только Конан Дойл, Марк Твен, Даниэль Дефо, Шекспир, Сервантес, Оскар Уайльд. Остальные (а их довольно много) – современные зарубежные писатели, пишущие в основном в жанре фэнтези. Но уже то, что учащиеся читают, знают авторов, названия книг и их героев, радует и внушает надежду, что они и дальше будут читать и относиться к книгам с почтением и любовью.

Анализируя ответы на вопросы о художниках, композиторах и их произведениях, можно сделать вывод, что, за исключением трех-четырех человек, старшеклассники просто указали авторов, которых они знают.

Среди любимых исторических героев больше всего правителей, но здесь следует указать, что называя имя правителя, в нескольких случаях, отвечающие указали заслуги, благодаря которым они считают его своим любимым историческим героем.

В заключение хочется отметить, что еще 10-15 лет назад не было проблемы актуальна классика или нет. Разве могут быть не актуальными гениальные произведения Толстого, Тургенева, Гоголя,  Лескова, Булгакова, Солженицына. И этот ряд можно продолжать бесконечно.  Но XXI век – век развития современных технологий, и интерес к чтению несколько снизился, особенно среди молодежи. Но хочется надеяться, что повзрослев, наши респонденты, принявшие участие в анкетировании, обратятся к классике и поймут всю мудрость и ценность произведений, которые сегодня им кажутся скучными, нудными и излишне нравоучительными.

Site Map | Printable View | © 2008 - 2018 МБУК Куединская межпоселенческая библиотека | Powered by mojoPortal | HTML 5 | CSS | Design by Graformix

ßíäåêñ.Ìåòðèêà